Бидермейер в интерьере
Бидермейер — немецкий стиль в дизайне, возникший в первой половине XIX века. Стиль бидермейер привнес в буржуазное жилище скромный вещевой мир с легким налетом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (слово «бидермейер» — «бравый господин Мейер» — как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхгодт).
Основываясь на стиле ампир, отличается упрощенными линиями, считается его обывательской, бюргерской адаптацией. От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Само слово, символизируя мещанина и обывателя, соответствует основному содержанию стиля — сентиментальной буржуазной любви к жилищу и вещам. В новой буржуазной культуре превыше всего ценились практичность и дешевизна. Жилой интерьер — простой и светлый, с выдержанными пропорциями и уютными деталями — занавесками и обивкой с цветочным рисунком, акварелями, миниатюрами, колокольчиками, музыкальными часами и вышивками. Архитектурные излишества уходят, мебель становится, прежде всего, утилитарной, прочной и удобной, приобретает естественные формы и плавные линии. Хотя красное дерево по-прежнему популярно, все чаще используются ясень, вишня, береза, клен.
Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием и оригинальностью; главное их достоинство — практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; письменных столов и шкафов с различными ящичками и т.д. В мебели эпохи бидермейер можно обнаружить большую часть современных типов. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами цветов. В эту эпоху возникла и так называемая чистая комната (гостиная). Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремится группироваться в центре, и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.

















