РУС    ENG
СТУДИЯ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРОВ

Барокко в интерьере

Происхождение термина «барокко» неясно. Самая распространенная версия — термин «барокко» происходит от испанского слова «barruecco», которое означает жемчужину неправильной формы. Некоторые исследователи находят примеры популярного, народного, применения термина «barocco» в итальянской сатирической литературе XVI века в смысле «грубый», «фальшивый». На жаргоне французских художников слово «baroque» означало смягчать, растворять контур. Интересно, что все эти признаки свойственны стилю барокко.

XVII век называют эпохой барокко. Патетика скульптурных и живописных композиций, множество украшений, переизбыток декора отвечали пышной барочной архитектуре.

В произведениях барокко — бурный, учащенный ритм биения самой жизни, эмоциональный порыв.

Искусство барокко поражает зрителя своими динамическими эффектами. Особенно это видно в архитектуре, где мы наблюдаем необычную пространственную динамику, энергичную пластику масс, переизбыток форм. В барокко нет почти ни одной четкой горизонтальной линии. Все построено не на спокойных плоскостях, а на динамических углах, быстрых диагоналях, резких пересечениях.

Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяженным, круг — овалом, квадрат — прямоугольником, четкость ясных, уравновешенных пропорций — многоголосием архитектурных объемов.

Мы видим, как фасады изгибаются, как будто под напором стихийных внутренних сил, из толщи стен возникают колонны, пилястры, карнизы, наличники, многочисленные украшения — волюты, гирлянды, медальоны.

Площадь святого Петра, Рим, Италия Площадь святого Петра, Рим, Италия Площадь святого Петра, Рим, Италия
Церковь святой Сусаны, Рим, Италия Церковь святой Сусаны, Рим, Италия Церковь святой Сусаны, Рим, Италия
Церковь святой Сусаны, Рим, Италия Церковь святой Сусаны, Рим, Италия Церковь святой Сусаны, Рим, Италия

Здания барокко живописны, скульптурны. Фронтоны и аттики завершаются статуями, ниши заполняются скульптурами, стены украшаются рельефами. Бесчисленные декоративные элементы лишают формы строгой четкости, как бы растворяют их в окружающем пространстве.

Мастера барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных выразительных материалов. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях внутризамкового убранства.

В интерьере повсеместно получает распространение инкрустация драгоценными металлами — золотом, серебром. Активно используются медь, мрамор, кость, мозаика, которые можно увидеть на самых разнообразных предметах обстановки. Очень популярны зеркала, скульптура и живописные полотна, на которых изображаются полуобнаженные тела в сильном движении, в физическом усилии, напряжении борьбы. Востребованы также пейзажи — разнообразные природные мотивы, на фоне которых часто появляются сцены из крестьянской жизни.

В отделке мебели применяются богатые ткани, бахрома, тканью драпируются также и стены, повсеместно используется лепнина.

Мода на изогнутые линии переносится и в сферу изготовления мебели. Ножки приобретают затейливо изогнутые формы. Широкое распространение получают комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.

Спинки кресел и диванов представляют собой волнистую линию. Диваны похожи на конструкции из собранных вместе кресел. Столы снабжаются достаточно мощной столешницей, зачастую круглой формы, декорированной цветным мрамором, мозаикой, пкрламутром.

Кровать в эпоху барокко становится похожей на шатер с большим количеством занавесей, драпировок, бахромы.

Интерьер борокко Интерьер борокко Интерьер борокко