Ренессанс в интерьере
Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XIV веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Итальянская архитектура открыла новую эру в истории европейского искусства. Перелом этот совершился очень быстро, в течение одного поколения, затронув все области мировоззрения и мироощущения человека.
Противоположность между готикой и Ренессансом не была такой глубокой, как думали современники. Именно готика создала тот тип дворца и жилого здания, который стал господствующим в Ренессансе.









Для теоретиков искусства Возрождения задачей архитектуры и зодчества было служение человеку. Этим и определяются закономерности архитектуры и пластики Ренессанса. Чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античности идея о подобии здания человеку: формы зданий происходят от форм и пропорций человеческого тела.
Прочные постройки, массивные стены, маленькие окна, свободный простор для декорации во дворе. Чем спокойнее становилась жизнь, тем более утрачивались представления о доме как о крепости, тем более украшения переходили на фасад здания. Элементами декора становились коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем. Постепенно в верхних этажах появились ряды широких окон, которые оживляются богатыми украшениями. Нижний этаж по-прежнему служит сильной опорой, но и он украшается: появляются аркады, поддерживаемые колоннами. Активно проводились зарисовки и обмеры древнеримских сооружений. Именно римская древность была взята за образец, потому что любовь к богатству и блеску в интерьере, так присущая этому времени, не могла довольствоваться простыми и строгими формами греческого декора.












Количество предметов мебели, появившихся в предыдущие исторические эпохи, незначительно увеличилось в эпоху Возрождения. Был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами, увеличилось число функциональной мебели — шкафы, столы, мягкая мебель. Получают широкое распространение такие предметы меблировки, как буфет, письменный стол, секретер. Изготавливаются металлические ажурные кресла, довольно изящные и красивые.









Предметы мебели украшаются растительными композициями в виде виноградных лоз, листьев, венков, так популярных в орнаментальных мотивах древних римлян.
В интерьере большая роль отводится картинам. Ренессансные гуманисты считали красоту законом природы. Мир, в котором господствует гармония, идеальная упорядоченность форм, логика пропорциональных отношений, представлялись людям XV века в облике архитектурного пейзажа. Архитектура была любимым фоном в картинах и фресках, уступив место пейзажу только в конце XV века.
Любой человек, посещающий Италию, и в частности Венецию, Сиену или Флоренцию, не может не попасть под влияние красоты крашеных стен городских зданий. Палитру этой темы образуют пигменты красной и желтой охры с землистым оттенком и изысканные тона фресок, созданные художниками эпохи Ренессанса. Среди них — умеренные и глубокие серо-голубые, красно-бордовые, насыщенные зеленые и оливково зеленые.
Если вы задумали стилизовать жилое пространство в духе Ренессанса, не бойтесь пускать в дело сразу несколько цветов; надо только сохранять тональную гармонию — не допускать резкого, диссонирующего контраста между тонами. Фактура цветов Ренессанса должна занимать некое среднее положение между фреской и блистательной, яркой тканью.
Полюбуйтесь картинами давней эпохи и скомбинируйте цвета обстановки с тонами парчи, шелка, бархата, украшенные золотом. Используйте в интерьере картины «под старину», заимствуя тона из этих полотен при покраске стен. Состаренные предметы мебелировки, выдержанные в этом стиле, кованная мебель, аксессуары из слоновой кости, канделябры, сундуки-кассоне (украшенные резьбой, инкрустацией или росписью) помогут воплотить этот стиль в вашем интерьере.