Романский стиль
В Х веке, на рубеже тысячелетий возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль» появился в XIX веке и означал «римский».
Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также — с византийским. Хотя термин «романский» и подразумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно условен.
Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности — массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные входы и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции.
Ведущим типом романского зодчества был храм, который в средневековой Западной Европе был средоточием всей культурной жизни.
Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна, фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны.
Стены храмов и замков украшались фресками, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).
Мебель играла в период средневековья сугубо прикладную роль. Она отличалась примитивностью конструкции, громоздкостью, кричащими красками. Самой универсальной и практичной мебелью этого периода был сундук. Он мог использоваться в качестве кровати, скамьи и просто места для хранения вещей. Форма сундуков восходит к античным саркофагам, постепенно становясь все более разнообразной.
В храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов.
Тщательно изготавливалась мебель для сидения. Спинки стульев и сами стулья были достаточно высокими, их величина указывала на знатность происхождения. Мягкой обивки не было, они покрывались краской и зачастую обтягивались холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками.
Позднее мастера начинают украшать мебель резными элементами, кованными железными деталями, чтобы придать ей большую прочность и красоту.
В этот период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающим рамы на резных ножках, окруженные решеткой. В качестве дополнения к кроватями во всех богатых домах подвешивались балдахины, которые выполняли в то время функцию защиты от холода.
В замках знатных феодалов полы застиласись восточными коврами. От романской эпохи сохранились также прекрасные образцы ткачества, например, знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды.








